Для отправки
сообщения найдите
N
на картинке

Доклад о демографической ситуации в Российской Федерации 2020 г.

Декабрь 15, 2020

Эксперты Федерального проекта «Трезвая Россия» провели комплексную оценку вклада алкоголя, наркотиков и табака в смертность населения, сокращение рождаемости, оценили экономические потери государства, недостатки регулирования и правоприменительной практики. 

Подробный анализ и выводы содержатся в таких многолетних уникальных экспертно-аналитических исследованиях Федерального проекта «Трезвая Россия», зарекомендовавших себя на многих, в том числе международных, экспертных площадках, как «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации», «Антинаркотический рейтинг эффективности субъектов Российской Федерации», «Табак общий враг». 

Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: основной задачей доклада является привлечение внимания государства и общества к новым вызовам, которые стоят перед Россией. За последние три года убыль населения составила около миллиона человек. Это вызывает не просто озабоченность, а необходимость глубокого анализа с верным алгоритмом действий. Основным фактором негативных явлений является смертность по причине потребления гражданами психо-активных веществ. В докладе мы проанализировали все разобщенные статданные министерств и ведомств с целью предоставления объективного прогноза демографической ситуации в России. Предложения экспертов проекта «Трезвая Россия» являются моделью решения существующих проблем.

Население самой большой страны в мире – России, сегодня составляет лишь 1,88% от всего населения Земли. При этом, по последним данным, население России сокращается ежегодно в среднем на 300 000 человек.

В это время население Земли, достигшее 7,8 млрд чел., продолжает увеличиваться, и, по прогнозам экспертов, уже к 2042 г. может превысить 9 млрд чел. Плотность населения стран, лидирующих в приросте населения планеты, возрастает, а достаточность территории убывает. Увеличение антропогенной нагрузки приводит в отдельных странах к существенному ухудшению экологии, сокращению ресурсов, в том числе пресной воды, – все это ведет к эскалации геополитической напряженности и учащению конфликтов на планете. 

Для этого реализуемые органами государственной власти задачи по достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенные ее Президентом В.В. Путиным, требуют существенного дополнения мероприятиями в сфере здоровьесбережения населения страны. В связи с этим необходимо проведение внятной и эффективной единой политики на всех уровнях, обеспечение неукоснительного соблюдения ее принципов всеми без исключения органами государственной власти и местного самоуправления, каждым отдельным чиновником.

Учитывая объективные и иные причины убыли населения в России, неблагоприятные демографические прогнозы и внешние угрозы, требуется долгосрочный проект демографического развития Российской Федерации на период до 2050 года. В таком проекте должны быть определены не только целевые показатели и мероприятия, но и указаны новые инструменты для применения в будущем как последующие этапы единой стратегии, а также идентифицированы и спрогнозированы риски, описаны способы реагирования на них.

С учетом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и наступивших последствий для экономики и социально-демографического развития России, требуется пересмотреть прежние подходы. В рамках этой цели необходимо в том числе обеспечить устойчивый роста численности населения Российской Федерации.

Минэкономразвития России представило Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Прогноз развития). В Прогнозе развития Минэкономразвития России ожидает снижение численности населения с 146,8 млн чел. в 2019 г. до 146,4 млн чел. в 2022 г., то есть за 3 года население сократится на 400 тыс. чел. Однако уже в сентябре 2020 г., по официальным данным Росстата, естественная убыль населения России только за январь - сентябрь 2020 года составила 387,1 тыс. чел.

 

Демографическая ситуация в среднем за год, млн. чел.

вариант

2019

2020

2021

2022

2023

отчет

прогноз

Численность населения*

базовый

146,8

146,7

146,5

146,4

146,4

консервативный

146,7

146,5

146,4

146,4

Численность населения трудоспособного возраста**

базовый

82,0

82,3

82,6

82,9

83,3

консервативный

82,3

82,6

82,9

83,3

Численность населения старше трудоспособного возраста**

базовый

37,3

36,9

36,5

36,1

35,7

консервативный

36,9

36,5

36,1

35,7

* С учетом развития мер поддержки рождаемости

** С учетом изменения границ трудоспособного возраста

 

В документе указано, что распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом для мировой и российской экономики. Траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами. При этом в прогнозе не предполагается «вторая волна» новой коронавирусной инфекции, хотя она остается ключевым источником риска для параметров прогноза. Однако, как следует из текущей на декабрь 2020 года ситуации, «вторая волна» новой коронавирусной инфекции действует и продолжает усиливаться.

Но несмотря на корректировки Правительством России прогноза убыли населения в 2020 г. со 100 тыс. чел. до 352,5 тыс. чел., эксперты Федерального проекта «Трезвая Россия» отмечают, что такой прогноз Правительства России составлен по оптимистичному сценарию и не отражает реальный масштаб демографической проблемы в стране. 

Так, Правительство России прогнозирует по итогам 2020 г. убыль населения на 352,5 тыс. чел., однако, по данным Росстата, только за период январь-октябрь 2020 г. убыль уже составила 468 тыс. чел. С учетом ноября-декабря текущего года убыль населения в 2020 г., по прогнозам экспертов Федерального проекта «Трезвая Россия», составит более 500 тыс. чел.

Недостаточная точность прогноза убыли населения Правительством России может привести к оторванной от реалий оценке демографического вызова и, как следствие, созданию недостаточных для демографического прорыва мерам.

В связи с этим необходим пересмотр Правительством Российской Федерации прогнозных значений убыли населения России на период до 2030 г. в целях признания действительного масштаба демографической проблемы. Сегодня важно оценить истинное положение дел в демографии для того, чтобы разработать по-настоящему эффективные меры, адекватные глубине демографического кризиса в России. 

 

По оценкам экспертов Федерального проекта «Трезвая Россия», если ситуация останется неизменной и не будут приняты необходимые меры, то к 2050 году население России составит около 125 000 000 человек. Если государство разработает и реализует эффективные меры демографического роста, в том числе меры в сфере защиты граждан от основных источников сокращения населения, его деградации и утраты способности к воспроизводству – наркотиков и алкоголя, то к 2050 году количество граждан России увеличится до 155 000 000 человек.

Агрессивная среда конкуренции стран, имеющая в своем арсенале не только вооруженные конфликты, санкционную политику, цветные революции, но и алкоголь, наркотики и другие инструменты гибридных войн, сегодня дополнена новыми - коронавирусной инфекцией COVID-19. Эти инструменты, как элементы геополитической конкуренции, направлены на ослабление национального суверенитета государств и территориальной целостности, в том числе, Российской Федерации. Все вместе они образуют систему, а игнорирование угрозы любого из элементов усиливает ее разрушающую силу. Не смотря на лидирующую в 2020 году угрозу — пандемию COVID-19, необходимо обеспечить комплексное противодействие всем инструментам геополитических конкурентов. 

Здоровое общество – безопасное общество, имеющее устойчивое развитие за счет высокой производительности труда, качества человеческого капитала и генофонда, низкой криминогенности, заболеваемости и смертности. 

В мире продолжается борьба за качество человеческого капитала. Физическое и психическое здоровье населения становится конкурентным преимуществом государств и определяет их будущее. 

Принятие демографических мер без снижения уровня потребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак) не только осложнит достижение цели национального развития, но и может обесценить результат в будущем. По оценкам экспертов федерального проекта «Трезвая Россия», экономические потери общества и государства от последствий, связанных с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением, за 1 год составляют до 12 % от ВВП России, что составляет более 13 трлн руб. в год.  

 

В рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» Президентом России В.В. Путиным установлен показатель «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации». 

Правительство России в проекте Единого плана указывает, что данный показатель будет достигаться путем реализации мероприятий по трем основным направлениям демографического развития – повышение рождаемости, снижение смертности, обеспечение качественного миграционного прироста. При этом из проекта не ясна приоритезация этих направлений.

Вместе с тем, в проекте Единого плана определено, что сокращение населения в трудоспособном возрасте, создает потребность в миграционной политике, ориентированной на качественный миграционный прирост и успешную социально-культурную адаптацию мигрантов.

Эксперты Федерального проекта «Трезвая Россия» считают, что восполнение трудовых ресурсов страны за счет миграции не соответствует цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей».  Компенсация сокращения российского населения притоком мигрантов, по своей сути, будет являться подменой роста населения России.

Также эксперты отмечают, что обеспечение качественного миграционного прироста должно осуществляться по остаточному принципу. Приоритетными направлениями демографического развития должны являться повышение рождаемости и снижение смертности. 

Дисбаланс мер в пользу миграционного прироста может стать причиной социального напряжения и иных неблагоприятных последствий.

Политика восполнения трудовых ресурсов миграцией при недостаточном контроле и стремлении выполнить показатели любой ценой может привести к утрате национальной идентичности. Подобные случаи известны в современной истории и драматические события разворачиваются в странах Европы в настоящее время. 

 

Основными причинами убыли остаются сокращение рождаемости и смертность. 

. При этом это не только интоксикация и случайные отравление, пагубное употребление и иные прямые зависимости, но и, конечно же, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также убийства и самоубийства, совершенные под воздействием алкоголя и наркотиков. Между тем в общей статистике смертности от старости умирают лишь 5% населения.

Необходимо подчеркнуть: основной удар смертности в России происходит по трудоспособной части общества. 

По данным Росстата, лишь за первое полугодие 2019 года почти каждый десятый россиянин не дожил до 45 лет (9,5%), а каждый четвертый (24,6%) — до 60 лет. При этом около 40% мужчин в России не доживают до 65 лет.

Только из-за преждевременной смертности российских работников национальная экономика ежегодно теряет около 12% ВВП.

На протяжении последних 35 лет современная Россия сталкивается с критическими объемами распространения алкоголя и наркотиков в обществе. Масштаб смертности граждан России за четверть века от причин, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и табака, имеет ужасающий характер. 

 

Так, по данным экспертов Федерального проекта «Трезвая Россия», ежегодно от причин, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и табака в России погибает более 1 000 000 чел.:

·     алкоголь 500 000 чел. (только по официальным данным Минздрава России, которые учитывают выявленные медицинскими организациями причинно-следственные связи, каждая 10 смерть вызвана потреблением алкоголя);

·     наркотики 300 000 чел.;

·     табак 250 000 чел.

 

При этом в середине 90-х годов XX века в России количество смертей в год составляло около 1 600 000 чел. Таким образом, за последние 35 лет в России от алкоголя, наркотиков и табака погибло более 30 000 000 человек. 

Стоит отметить, что проводимая в настоящее время государственная политика снижения потребления алкоголя и табака, борьба с наркотиками переломила уничтожающие нацию тенденции в 90-х годах XX века. Без принятых мер количество погибших могло бы составлять более 40 000 000 чел. Однако этих мер недостаточно, требуются новые подходы, качественные изменения. Критикуемая обществом недоработка власти и противоречия между государственными органами социального и экономического блока оправдана. Общество ожидает от власти принципиальных решений, проведение внятной и единой политики на всех уровнях. Защита государством своих граждан от алкогольной, наркотической и табачной угрозы должна стать незыблемым правом граждан и гарантией современной России. 

Сокращение рождаемости, по мнению экспертов Федерального проекта «Трезвая Россия», объясняется не только «демографическим провалом» 90-х, но и последствиями употребления гражданами психоактивных веществ, в особенности синтетических и других наркотиков. Употребление наркотиков, алкоголя и табака также формирует негативные репродуктивные установки, приводит к откладыванию рождений, субкультуре чайлдфри, прерыванию беременностей и т.д.

Согласно официальным статистическим данным, количество искусственного прерывания беременности (абортов) в России за пять лет сократилось на 30% и по итогам 2019 года составило около 523 тыс. Однако по оценкам экспертов, в действительности в России ежегодно совершается более 1,5 млн абортов.

Дело в том, что официальная статистика не учитывает количество абортов, произведенных в частных клиниках, поскольку у них отсутствует обязанность сообщать о случаях в соответствующие органы. Вместе с тем именно в частных клиниках совершается подавляющее число искусственного прерываний беременности – более 1 млн в год.

Частные клиники, будучи коммерческими организациями, нацелены на извлечение прибыли, и аборт для них является услугой, приносящей доход, а беременная женщина – клиентом. По этим причинам частным клиникам невыгодно соблюдать «неделю тишины», когда женщине дают время обдумать намерение и получить помощь психолога, они не заинтересованы в сохранении беременности и улучшении демографической ситуации.

Любое искусственное прерывание беременности опасно. В 40% случаев это приводит к невозможности снова забеременеть и родить ребёнка, особенно, если прерывается первая беременность. Таким образом, каждый аборт лишает рождения не только одного ребенка, но и потенциально последующих детей.

В отношении женщин зачастую применяется физическое или психологическое насилие с целью склонения к аборту. Принуждение исходит от мужчин, в том числе в виде шантажа в случаях материальной зависимости от них женщины, а также от работодателей, когда беременность работника представляется для них нежелательной.  Действующее законодательство при этом не содержит запрета на склонение беременных женщин к совершению аборту, а такое деяние не является наказуемым.

С учетом стоящих перед Россией демографических вызовов, необходимо усовершенствовать подход государства в сфере защиты женщин от физического и психологического давления, создания благоприятной и безопасной среды для сохранения беременности и рождения детей. Для этого требуется всесторонний анализ правоприменительной практики и выработка действенных мер государством совместно с профессиональным сообществом и зарекомендовавшими себя общественными организациями. При этом важно изучить региональный опыт, лучшие практики, и, в результате, реализовать точечную настройку законодательной базы. 

Только из-за преждевременной смертности российских работников национальная экономика ежегодно теряет около 12% ВВП.

На протяжении последних 35 лет современная Россия сталкивается с критическими объемами распространения алкоголя и наркотиков в обществе. Масштаб смертности граждан России за четверть века от причин, связанных с потреблением алкоголя, наркотиков и табака, имеет ужасающий характер. 

Эксперты Федерального проекта «Трезвая Россия» провели комплексную оценку вклада алкоголя, наркотиков и табака в смертность населения, сокращение рождаемости, оценили экономические потери государства, недостатки регулирования и правоприменительной практики. 

Подробный анализ и выводы содержатся в таких многолетних уникальных экспертно-аналитических исследованиях Федерального проекта «Трезвая Россия», зарекомендовавших себя на многих, в том числе международных, экспертных площадках, как «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации», «Антинаркотический рейтинг эффективности субъектов Российской Федерации», «Табак общий враг». 

Для достижения национальных целей развития государства к 2024 году, определенных Президентом России В.В. Путиным, а также последующему укреплению социально-экономического положения страны в перспективе до 2030 года, Федеральным проектом «Трезвая Россия» предлагается:

1.      Снижение объема продаж алкогольной продукции к 2024 г. до 12 млрд л., к 2027 г. до 9 млрд л., к 2030 г. до 7 млрд л.

2.      Изменение структуры потребления алкогольных напитков к 2030 г.: 50% вино, 30% пиво, 15% водка и иные крепкие напитки, 5% прочая алкогольная продукция.

3.      Снижение к 2030 г. количества потребителей алкогольной продукции среди трудоспособного населения с 85% до 50% и с 70% до 40% смертности среди трудоспособного населения от причин, вызванных потреблением алкогольной продукции.

4.      Снижение к 2030 г. потребления населением табака и табачной продукции, в том числе вейпов и иных ЭСДН, ИНТ в 2 раза с 50 млн чел. до 25 млн чел.

5.      Увеличение к 2030 г. ВВП на 5% за счет сокращения населением потребления наркотиков, алкоголя и табака, сокращения смертности и повышения рождаемости.

6.      Сокращение к 2030 г. продаж сигарет в 2 раза с 300 млрд шт. до 150 млрд шт.

7.      Установление единых требований к качеству табака и табачной продукции повышенного уровня и обеспечение контроля за соблюдением требований с раскрытием информации для неограниченного круга лиц.

8.      Снижение к 2030 г. количества потребителей наркотических средств с 5 млн чел. до 2,5 млн чел.

9.      Функционирование к 2030 г. оперативной системы поиска и ликвидации токсичного контента (наркотики, алкоголь, новые угрозы, например, снюс и пр.) в информационном пространстве – нейросеть. 

10.    Разработка и внедрение к 2025 г. программы занятости и развития молодежи в сельской местности.

Полный доклад: https://cloud.mail.ru/public/2eRz/Jya1abxQT

Скрыть комментарий
Вы можете авторизоваться с помощью:
ФИО
Как с Вами связаться
Ваше сообщение
Отправить

Здесь торгуют cмертью!

ФИО
Как с Вами связаться
Характер нарушения закона
Выберите
Алкоголь
alco
Наркотики
narco
Адрес места продажи
Ваше сообщение
Отправить