Для отправки
сообщения найдите
O
на картинке

«Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации – 2019»

Декабрь 9, 2019

На протяжении 5 лет Федеральный проект «Трезвая Россия» ежегодно проводит уникальное экспертно-аналитическое исследование антиалкогольной работы каждого из 85-ти субъектов Российской Федерации, которое выявляет и сравнивает масштабы негативных последствий от злоупотребления и незаконного оборота алкогольной продукции.

Итогом исследования стал независимый доклад «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации – 2019» (далее – «Рейтинг Трезвости Регионов – 2019»).

Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия», член Обшественной палаты Российской Федерации Султан Султанович Хамзаев: «Рейтинг Трезвости Регионов – 2019 подготовлен в целях предоставления обществу, органам государственной власти и местного самоуправления независимой и объективной картины об уровне потребления алкогольной продукции и его последствиях. В свете поручений Президента России Владимира Владимировича Путина, «Рейтинг Трезвости Регионов» является общественным механизмом прямого контроля исполнения майского Указа, эффективным инструментом независимого мониторинга достижения субъектами Российской Федерации целей и задач национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»».

Ранее аналогичные рейтинги трезвости регионов готовились, презентовались и публиковались в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. Поэтому сегодня, благодаря осуществлению регулярного экспертного общественного мониторинга состояния региональной антиалкогольной политики, стало возможным проследить пятилетнюю динамику «трезвости» каждого из регионов Российской Федерации системно и непредвзято.

Рейтинги трезвости регионов Федерального проекта «Трезвая Россия» являются единственным в своем роде независимым многолетним исследованием, зарекомендовавшим себя на многих, в том числе международных, экспертных площадках. 

Идею создания ежегодного «Рейтинга Трезвости Регионов» как вектора национального развития трезвой России поддержал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 

Одним из главных достижений рейтингов трезвости регионов Федерального проекта «Трезвая Россия» является позитивная трансформация мышления власти, общества и средств массовой информации. Региональная и федеральная власть демонстрирует заинтересованность в исследовании и предлагаемых в нем изменениях, что подтверждается на деле принимаемыми мерами и последующими улучшениями. Вместе с тем в отдельных регионах наблюдается недостаточный уровень вовлеченности в антиалкогольную работу. 

Для активизации антиалкогольной работы в регионах Федеральный проект «Трезвая Россия» выступил с инициативой по экспертному сопровождению антиалкогольных региональных инициатив. Для этого Федеральный проект «Трезвая Россия» инициирует подписание соглашений с регионами Российской Федерации. Соглашения уже зарекомендовали себя как действенный механизм по активизации новых подходов, направленных на защиту здоровья граждан России. 

Подобные соглашения уже подписали следующие регионы: Республики Удмуртия, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Псковская область, Курская область, Республика Дагестан.

Федеральный проект «Трезвая Россия» в рамках соглашения проводит антиалкогольные рейды в регионах, а также реализует установку спортивной общедоступной инфраструктуры, отвечающей передовым международным спортивным требованиям, за внебюджетные средства. 

На данный момент в регионах России уже установлено более 70 спортплощадок, преимущественно - в малых городах и селах, по 120 кв. метров каждая, что составляет более 8 400 кв.м. спортивной поверхности, обладающей пропускной способностью свыше 10 000 000 человек в год. Данные объекты стали местом скопления большого количества молодежи, альтернативой пагубным привычкам и действенной профилактикой употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную, юридическую, аналитическую и информационную поддержку при выработке качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от алкоголя.

Факт, не требующий доказательств - употребление алкогольной продукции является катализатором многих социальных бед:

- увеличение смертности и сокращение продолжительности здоровых лет жизни;

- увеличение случаев сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;

- сокращение рождаемости и ухудшение качества генофонда;

- рост числа преступлений и общее повышение криминогенности;

- сокращение производительности труда и рост выпадающих налогов;

- увеличение нагрузки на бюджетную систему, социальную сферу, и т.д.

Алкоголь – одна из самых недооцененных проблем в мире. Важно подчеркнуть масштабность и значение негативных последствий, вызванных злоупотреблением алкогольной продукцией, с точки зрения демографии, здравоохранения, экономики и национальной безопасности. Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно связано с 62% суицидов; 72% убийств; почти 68% смертей от цирроза печени; 60% летальных случаев панкреатита; свыше 40% случаевгибели от сердечно-сосудистых заболеваний; 70% смертей граждан в трудоспособном возрасте.

По данным Федерального проекта «Трезвая Россия», в стране выросло систематическое потребление алкоголя среди молодёжи - доля вовлеченности молодежи в употребление спиртных напитков выросла на 16% в сравнении с предыдущим годом. Опрос был проведён в 65 регионах России среди 120 тысяч человек в период с мая по июль 2019 года. Форма опроса: интервью, блиц-опрос в социальных сетях. Основной возраст опрашиваемых - 18-23 года. Процент потребления алкоголя среди молодёжи составил 69% среди опрашиваемых. В прошлом году по итогу опроса 53% респондентов употребляли алкоголь систематически (раз в неделю). Опрошенные указали, что побуждающими факторами к употреблению алкоголя является: доступность алкоголя (62% опрошенных) и реклама алкоголя в медиа, на телевидении (52%).

Совокупность негативных последствий от употребления алкогольной продукции наносит серьезный урон человеческому капиталу и здоровью граждан, ставя под угрозу суверенитет и национальную безопасность Российской Федерации.

Вот почему наиболее приоритетными задачами сейчас становятся укрепление государственности, территориальной целостности, демографической и национальной безопасности Российской Федерации в сфере защиты и сохранения здоровья граждан.

Стратегической задачей государства является качественная защита своих граждан как на законодательном, так и на правоприменительном уровне, проведение внятной и эффективной политики, обеспечение неукоснительного соблюдения ее принципов всеми без исключения органами государственной власти и местного самоуправления, каждым отдельным чиновником. 

Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным инициирована масштабнейшая системная работа всего государства по достижению национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204). 

Особое значение имеют цели и задачи в сфере демографии и здравоохранения (национальные проекты), которые необходимо достичь к 2024 году:

1) увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;

2) увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;

3) увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

4) формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;

5) снижение смертности населения.

Указанные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным амбициозные цели развития государства требуют консолидации сил всех органов власти и местного самоуправления, общественных организаций и всего населения. 

Достижение этих целей невозможно без активной и качественной реализации генеральной линии государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией на всех уровнях власти и общественного сознания.

«Рейтинг Трезвости Регионов – 2019»

Место субъекта РФ в рейтинге

Субъект РФ

Балл 
(степень трезвости)

1

Чеченская Республика

13,31

2

Республика Ингушетия

13,35

3

Республика Дагестан 

14,14

4

Кабардино-Балкарская Республика

19,43

5

Карачаево-Черкесская Республика

20,86

6

Тюменская область

22,11

7

Ставропольский край

23,46

8

г.Москва

23,71

9

Астраханская область

24,18

10

Волгоградская область

26,21

11

Белгородская область

26,35

12

Ростовская область

26,56

13

Краснодарский край

28,15

14

г. Санкт-Петербург

28,23

15

г. Севастополь

29,01

16

Самарская область

29,89

17

Тамбовская область

30,45

18

Оренбургская область

31,04

19

Новосибирская область

31,26

20

Республика Мордовия

31,34

21

Республика Крым

31,37

22

Курская область

31,52

23

Республика Татарстан

31,74

24

Республика Калмыкия

31,96

25

Липецкая область

32,12

26

Орловская область

32,33

27

Республика Северная Осетия - Алания

32,42

28

Красноярский край

33,55

29

Мурманская область

33,57

30

Воронежская область

33,62

31

Саратовская область

33,72

32

Республика Башкортостан

33,76

33

Калининградская область

33,89

34

Омская область

34,19

35

Алтайский край

34,24

36

Брянская область

34,83

37

Республика Адыгея

35,02

38

Чувашская Республика

35,75

39

Свердловская область

36,00

40

Рязанская область

36,05

41

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

36,36

42

Ярославская область

36,77

43

Ивановская область

37,13

44

Тульская область

37,21

45

Республика Алтай

37,22

46

Ульяновская область

37,33

47

Республика Тыва

37,53

48

Калужская область

37,56

49

Пензенская область

37,57

50

Тверская область

37,83

51

Республика Саха (Якутия)

38,04

52

Хабаровский край

38,20

53

Республика Марий Эл

38,27

54

Челябинская область

38,46

55

Томская область

38,72

56

Нижегородская область

38,76

57

Ленинградская область

38,80

58

Пермский край

38,85

59

Кемеровская область

38,97

60

Еврейская автономная область

39,13

61

Республика Бурятия

39,34

62

Республика Карелия

39,51

63

Иркутская область

39,62

64

Московская область

39,66

65

Владимирская область

39,79

66

Забайкальский край

39,82

67

Амурская область

39,94

68

Республика Хакасия

39,98

69

Псковская область

40,28

70

Смоленская область

41,18

71

Вологодская область

41,37

72

Архангельская область

41,84

73

Новгородская область

42,37

74

Костромская область

42,45

75

Ямало-Ненецкий авт.округ

42,50

76

Курганская область

42,95

77

Кировская область

43,20

78

Камчатский край

43,60

79

Удмуртская Республика

44,69

80

Республика Коми

45,26

81

Магаданская область

45,33

82

Сахалинская область

46,06

83

Ненецкий авт.округ

46,30

84

Чукотский авт.округ

48,10

85

Приморский край

48,14

 

рейтинг трезвости

Порядок подсчета

 

Итоговый балл для каждого региона исчислялся путем суммирования занятых этим регионом мест по каждому из шести базовых критериев.

Ранжирование регионов производилось от самого благополучного (1 место) к самому проблемному (85 место). В таблице для каждого региона представлен итоговый балл, который и определил положение субъекта Российской Федерации в «Рейтинге Трезвости Регионов». Чем меньше балл, – тем благополучнее регион и тем выше занимаемое им место. 

Используемые показатели

В качестве основы для составления «Рейтинга Трезвости Регионов– 2019» были выбраны наиболее важные критерии оценки степени трезвости регионов и связанной с ней социальной напряженностью. При составлении рейтинга использовались следующие 6 критериев:

1.             А1: «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (отравления алкоголем)».

2.             А2: «Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы».

3.             А3: «Число преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (единица)».

4.             А4: «Региональный объём всей проданной алкогольной продукции в литрах чистого спирта».

5.             А5: «Число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции (единица)».

6.             А6: «Сила регионального антиалкогольного законодательства, - рассчитывалась на основе двух подпоказателей А6.1. «Количество часов запрета продажи алкоголя в сутки» и А6.2. «Количество дней в году, когда полностью запрещена продажа алкогольной продукции».

 

Эксперты Федерального проекта «Трезвая Россия» в целях повышения объективности и репрезентативности учитывали объем продаж всех видов алкогольной продукции, по которым имелась официальная статистика. При этом каждый из видов алкогольной продукции исследовался отдельно, а затем был объединен в один критерий А4 «Продажа алкогольной продукции в литрах чистого спирта на душу населения». Учитывался объем продаж по следующим видам алкогольной продукции: 

1.             Водка.
2.             Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта до 25%.
3.             Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%, коньяк и коньячные напитки.
4.             Коньяк и коньячные напитки.
5.             Вино (натуральное).
6.             Вина игристые (шампанские).
7.             Винный напиток, произведенный без добавления этилового спирта.
8.             Винный напиток, произведенный с добавлением этилового спирта.
9.             Вина ликерные, фруктовые и другие.
10.          Сидр, пуаре, медовуха.
11.          Пиво. 
12.          Напитки, изготовленные на основе пива.  

Значение показателей А1, А2, А3 и А5 использовалось в виде, приведенном на 100 тыс. населения для каждого субъекта Российской Федерации. Значение показателя А4 использовалось в виде, приведенном на душу населения субъекта Российской Федерации, а подпоказатели А6.1. и А6.2. использовались в абсолютном виде.

Все данные по каждому региону, на основе которых составлен настоящий рейтинг, в 2019 году были взяты из открытых источников Росстата и статистики профильных ведомств.

Источники данных

При составлении настоящего рейтинга были использованы статистические показатели, представленные следующими открытыми источниками данных:

 

1. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

2. Статистические данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

3. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.

4. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Центральная база статистических данных – интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по основным разделам статистики.

6. Единая межведомственная информационно–статистическая система (ЕМИСС) - официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ.

 

подсчет рейтинг

Скрыть комментарий
Вы можете авторизоваться с помощью:
ФИО
Как с Вами связаться
Ваше сообщение
Отправить

Здесь торгуют cмертью!

ФИО
Как с Вами связаться
Характер нарушения закона
Выберите
Алкоголь
alco
Наркотики
narco
Адрес места продажи
Ваше сообщение
Отправить