В 2018 году Федеральный проект «Трезвая Россия» впервые осуществил независимое аналитическое исследование эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Итогом исследования стал уникальный доклад «ТРЕЗВАЯ РОССИЯ – ПРОТИВ НАРКОТИКОВ. Антинаркотический рейтинг эффективности субъектов Российской Федерации – 2018»(далее – «Антинаркотический рейтинг регионов - 2018»).
«Антинаркотический рейтинг регионов - 2018» подготовлен в целях предоставления обществу, органам государственной власти и местного самоуправления независимой, актуальной и объективной картины эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Исследование также выявляет и сравнивает масштабы негативных последствий наркотизации населения и распространения наркотиков.
Сегодня человеческий капитал и здоровье нации становятся главным гарантом суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Антинаркотическая деятельность регионов определяет уровень здоровья граждан Российской Федерации. Сравнительный мониторинг антинаркотической деятельности регионов впервые выявляет вектор и степень заботы региональных властей о гражданах, указывая им, в частности, где и что нужно исправить.
Задача «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» - содействие повышению эффективности государственной антинаркотической политики, а также совершенствованию антинаркотической деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации. Рейтинг демонстрирует, что существующий сегодня уровень эффективности антинаркотической работы регионов России, в целом, - недостаточный.
Уникальность «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» заключается в том, что он впервые объединяет разрозненные статистические показатели различных ведомств в единую специально разработанную ясную и прозрачную систему. Это позволяет непредвзято и максимально объективно оценить реальный вклад каждого конкретного региона России в общероссийскую антинаркотическую работу. Данный рейтинг – это кросс-региональный общественный «мотиватор» для усиления эффективности антинаркотической деятельности во всех субъектах Российской Федерации.
«Антинаркотический рейтинг регионов - 2018»
Место |
Субъект Российской Федерации |
Балл |
1 |
Архангельская область |
22,62 |
2 |
Чукотский авт.округ |
23,97 |
3 |
Волгоградская область |
23,99 |
4 |
Чеченская Республика |
24,09 |
5 |
Республика Мордовия |
24,41 |
6 |
Орловская область |
24,42 |
7 |
Кировская область |
24,44 |
8 |
Республика Дагестан |
24,73 |
9 |
Рязанская область |
24,99 |
10 |
Чувашская Республика |
25,12 |
11 |
Республика Саха (Якутия) |
25,17 |
12 |
Пензенская область |
25,29 |
13 |
г. Севастополь |
25,41 |
14 |
Ненецкий авт.округ |
25,88 |
15 |
Кабардино-Балкарская Республика |
25,96 |
16 |
Ивановская область |
25,99 |
17 |
Тверская область |
26,05 |
18 |
Псковская область |
26,06 |
19 |
Республика Карелия |
26,43 |
20 |
Республика Алтай |
26,54 |
21 |
Белгородская область |
26,93 |
22 |
Тамбовская область |
27,06 |
23 |
Республика Марий Эл |
27,23 |
24 |
Саратовская область |
27,37 |
25 |
Республика Ингушетия |
27,53 |
26 |
Республика Адыгея |
27,62 |
27 |
Тюменская область |
27,84 |
28 |
Калининградская область |
28,23 |
29 |
Республика Коми |
28,36 |
30 |
Оренбургская область |
29,01 |
31 |
Владимирская область |
29,04 |
32 |
Республика Калмыкия |
29,28 |
33 |
Республика Северная Осетия - Алания |
29,50 |
34 |
Тульская область |
29,59 |
35 |
Курская область |
29,79 |
36 |
Вологодская область |
30,07 |
37 |
Брянская область |
30,25 |
38 |
Краснодарский край |
30,68 |
39 |
Ульяновская область |
30,76 |
40 |
Липецкая область |
30,82 |
41 |
Ставропольский край |
30,84 |
42 |
Нижегородская область |
31,42 |
43 |
Калужская область |
31,57 |
44 |
Хабаровский край |
31,76 |
45 |
Смоленская область |
32,04 |
46 |
Алтайский край |
32,15 |
47 |
Костромская область |
32,24 |
48 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
32,64 |
49 |
Удмуртская Республика |
32,74 |
50 |
Республика Башкортостан |
32,96 |
51 |
Томская область |
33,20 |
52 |
Красноярский край |
33,29 |
53 |
Ростовская область |
33,86 |
54 |
Карачаево-Черкесская Республика |
33,87 |
55 |
Воронежская область |
33,89 |
56 |
Республика Татарстан |
34,29 |
57 |
Забайкальский край |
34,36 |
58 |
Новгородская область |
34,39 |
59 |
Астраханская область |
34,69 |
60 |
Иркутская область |
35,91 |
61 |
Пермский край |
36,12 |
62 |
Мурманская область |
36,37 |
63 |
Ярославская область |
36,41 |
64 |
Республика Бурятия |
36,98 |
65 |
Свердловская область |
37,43 |
66 |
Республика Тыва |
37,75 |
67 |
Камчатский край |
37,77 |
68 |
Омская область |
38,28 |
69 |
Новосибирская область |
38,33 |
70 |
Ленинградская область |
38,91 |
71 |
Самарская область |
38,95 |
72 |
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра |
39,19 |
73 |
р. Крым |
39,35 |
74 |
Магаданская область |
39,42 |
75 |
Курганская область |
39,53 |
76 |
Амурская область |
40,45 |
77 |
Республика Хакасия |
41,28 |
78 |
г.Москва |
42,53 |
79 |
Челябинская область |
43,59 |
80 |
Московская область |
43,66 |
81 |
г. Санкт-Петербург |
45,33 |
82 |
Кемеровская область |
45,81 |
83 |
Сахалинская область |
46,01 |
84 |
Еврейская автономная область |
47,52 |
85 |
Приморский край |
56,62 |
Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Основная задача «Антинаркотического рейтинга регионов - 2018» заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антинаркотическую работу в России, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. Мы ожидаем, что данный независимый доклад поможет федеральным и региональным чиновникам найти действенные меры, пути и методы для корректировки текущей наркоситуации и кардинального улучшения антинаркотической работы, как неотъемлемой части защиты национальной безопасности Российской Федерации.
Команда
Инициированный Федеральным проектом «Трезвая Россия» «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018» базировался на следующих фундаментальных принципах: открытости, независимости и объективности.
Это первый научно-обоснованный независимый доклад, подготовленный командой специалистов: экспертов, социологов, юристов, экономистов, историков, психологов, наркологов и журналистов, которые не только проанализировали, обобщили и систематизировали большие объемы данных региональной и федеральной статистики, но также осмыслили нынешнюю ситуацию и выработали комплекс мер ее своевременной и научно-обоснованной корректировки.
Перспективы
Разработчики «Антинаркотического рейтинга регионов - 2018» прогнозируют, что антинаркотическая работа будет позитивно меняться, укрепляться и прогрессировать именно в тех субъектах Российской Федерации, руководство которых станет учитывать результаты настоящего исследования и скорректирует свою работу по данному направлению.
При подготовке последующего доклада командой разработчиков запланировано обратить более пристальное внимание на реакцию и конкретные шаги региональных властей на «Антинаркотический рейтинг регионов - 2018».
Порядок подсчета
Итоговый балл для каждого региона исчислялся путем суммирования занятых им мест по каждому из пяти базовых критериев.
Ранжирование регионов производилось от самого благополучного (1 место) к самому проблемному (85 место). В таблице для каждого региона представлен итоговый балл, который и определил положение каждого субъекта Российской Федерации в «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018». Чем меньше балл, – тем благополучнее регион и тем выше занимаемое им место.
Используемые критерии
В качестве основы для составления «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были выбраны наиболее важные критерии оценки степени результативности антинаркотической работы регионов и связанной с ней социальной напряженности. При составлении рейтинга использовались следующие 5 критериев:
1. А1: «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами) в разрезе субъектов Российской Федерации ».
2. А2: «Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях: контингенты пациентов с наркоманией».
3. А3: «Выявлено лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения».
4. А4: «Количество выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов (ст.6.8. и ст.6.9. КоАП РФ)».
5. А5: «Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков».
Используемые показатели
В «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018» было использовано три односоставных показателя (А2, А3 и А5) и два двусоставных показателя – А1 и А4.
Экспертная команда в целях повышения объективности и репрезентативности при исчислении показателя «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами)» использовала данные следующих исходных двух «подпоказателей»:
- смертельные отравления наркотическими веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ);
- смертельные отравления психотропными веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ).
Первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался отдельно, а затем был объединен в один критерий А1.
Кроме того, разработчики в целях повышения объективности и репрезентативности при подсчете количества выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, анализировали официальную статистику выявления административных правонарушений по следующим двум «подпоказателям»:
- правонарушения по статье ст. 6.8. КоАП России;
- правонарушения по статье ст. 6.9. КоАП России.
При этом первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался сначала отдельно, а затем был объединен в один общий критерий А4.
Значение всех применяемых в исследовании показателей А1, А2, А3, А4 и А5 использовалось в виде, приведенном на 100 тыс. населения для каждого субъекта Российской Федерации.
Все данные по каждому региону, на основе которых составлен настоящий рейтинг были взяты из открытых источников Росстата и статистики профильных ведомств.
Источники данных
При составлении «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были использованы статистические показатели, представленные следующими открытыми источниками данных:
1. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
2. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.
3. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации.
4. Центральная база статистических данных – интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по основным разделам статистики.
5. Единая межведомственная информационно–статистическая система (ЕМИСС) - официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ.
6. Данные государственных судебно-медицинских экспертных учреждений по федеральным округам органов управления здравоохранением (БСМЭ).
7. Данные Информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Экспертно-консультативная поддержка
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия», выпустившая в свет «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018», в качестве мер по усовершенствованию антинаркотической политики в Российской Федерации предлагает действовать в рамках уже поддержанных обществом федеральных и региональных социальных инициатив в области антинаркотической политики.
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную поддержку при выработке комплексных и качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от наркотиков.
Написать комментарий